Логистика отдельных регионов всегда развивается в соответствии с общей национальной концепцией, а именно в соответствии с проектом «Транспортно-логистические центры».
В России логистика имеет не высокий рейтинг, если сравнивать с другими странами. В рейтинге Всемирного банка Россия в 2018 году заняла 75 место из 160. Из-за этого у нас наблюдаются высокие издержки на логистику в ВВП (16,1%). И это при том, что средний мировой показатель равен 10,9%. А в Германии, Японии и США он варьируется в пределах 8,2-8,8%. Поэтому вопрос об эффективности работы рынка логистических услуг стоит достаточно остро.
Развитие этого рынка волнует и власти нашей страны. Так, в указе Президента от 07 мая 2018 года говорится о том, что в стране нужно формировать узловые грузовые транспортно-логистические центры (ТЛЦ), а до 2024 года нужно создать опорную сеть мультимодальных ТЛЦ.
Также существует Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Он предполагает выполнение проекта «Транспортно-логистические центры». Основная цель проекта – создание к 2024 году сети таких центров мощностью более 51,6 млн тонн. Но для того, чтобы данный проект претворить в жизнь нужно решить множество задач.
Опорная сеть будет создана в 12 регионах. 5 будут расположены в Московской агломерации, 2 - в Санкт-Петербуржской. Остальные расположатся в Краснодарском и Приморском краях, в республиках Бурятия и Татарстан, Нижегородской, Калининградской, Новосибирской, Самарской, Ростовской и Свердловской областях.
Основные функции ТЛЦ – создание возможностей для обеспечения бесперебойного транспортного сообщения (грузового). Планируется организовать возможность хранить и обрабатывать грузы (осуществлять фасовку, упаковку, маркировку грузов и т.п.)
В ТЛЦ участники сделки смогут авторизоваться, оформить электронные договора, забронировать и оплатить услуги, получить другие связанные услуги, мониторить режимы доставки и т.д. Будут применяться и цифровые сервисы. Они позволят работать и за пределами РФ.
Создание мультимодальных ТЛЦ будет поддерживаться государством. На это будут направлены и финансовые, и административные ресурсы.
Главную стратегию развития ТЛЦ разработают к 2020 году. В 2021-2022 годах определят проекты, требующие инвестиций, и установят кто будет финансировать эти работы. А в 2023 году создадут тестовый участок сети. Его на первом этапе и будут оценивать на работоспособность. Лишь после этого приступят к окончательному запуску всей сети.
Осуществление проекта по созданию сети ТЛЦ позволит логистике России работать на более качественном уровне. Но и сейчас у нас имеются примеры хороших логистических решений. Например, Калининградская область.
На ее территории удачно сочетаются морской транспорт, который открыт для Европы и железная дорога. Это и дает региону преимущества.
Например, железная дорога области активно развивается. В этом году погрузка на ней выросла на 4,4% в сравнении с тем же периодом 2018 года. Доля автомобильных перевозок увеличилась на 12.9 %, контейнерных – на 25,1%. Импортные грузоперевозки выросли в 26,6 раз. Последний пункт напрямую связан с ускоренной доставкой китайских товаров.
ТЛЦ области оказывают все типы логистических услуг и обслуживают эти ТЛЦ практически всю Европу. При этом центры идут в ногу со временем и активно развиваются, что дает возможность предположить, что они также хорошо впишутся в национальную опорную сеть.