Ответственность за груз: когда транспортная компания должна ее нести
При заключении договора на услуги перевозки грузов возникает резонный вопрос: несет ли предприятие какую-то ответственность за содержимое кузова? Ситуации в пути бывают разными. Например, ДТП может стать причиной повреждения или утраты багажа. О том, предусмотрена ли ответственность транспортных компаний за груз и в каких ситуациях они не несут ее, поговорим ниже.
Основным документом, который регулирует зону ответственности заказчика и исполнителя при заключении соглашения на оказание услуг грузоперевозки, является договор. Взаимоотношения сторон подлежат регулированию ГК РФ. Обязанности детально указаны в главе 40. Положения кодекса применимы к перевозкам любых типов, включая пассажирские.
Согласно нормативам, компания-исполнитель в момент получения груза от клиента фактически принимает ответственность за его сохранность. Распространяется это правило на все время, пока длится транспортировка, до момента выгрузки содержимого кузова.
Важно: при возникновении споров между грузоперевозчиком и клиентом презумпция невиновности не работает. Наоборот, избавиться от ответственности компания может лишь при том условии, что докажет факт получения повреждений грузом вследствие обстоятельств, которые невозможно было предотвратить или предусмотреть.
Также перевозчик на момент подписания договора обязуется беречь содержимое кузова от хищения и порчи.
Стоит понимать: несмотря на то, что грузоперевозчик обязан сохранить груз в целости и сохранности, он не всегда должен это правило исполнять. Есть исключения. Так, ответственность с поставщика услуг снимается в следующих ситуациях:
Также существуют исключения в зависимости от видов транспорта (ж/д, морской). Например, согласно «Уставу железнодорожного транспорта», с перевозчика снимается ответственность за повреждения, если они были вызваны особыми естественными свойствами или повышенной влажностью груза. К исполнителю также не могут выдвигаться претензии, если содержимое вагона прибыло опломбированным, было обеспечено сопровождение представителем клиента или получателя.
При морских переправах ответственность снимается, если багаж был поврежден вследствие стихийного бедствия, пожара (при условии, что нет вины компании), действий властей (карантин или арест), военных действий, а также если на грузе неясные марки или недостаточное их количество.
Отметим, что каждую из причин исполнитель обязан доказать.
Ситуации, когда возникают споры между транспортной компанией и клиентом, часто возникают на фоне того, что водитель попал в аварию, виновником которой выступило третье лицо.
Обычно в арбитражном суде ДТП, совершенное не по причине допущенных перевозчиком нарушений, не признается обстоятельствами, которые можно классифицировать как непреодолимую силу.
Снять с себя ответственность компания может при условии, что доказана вина третьего участника движения, при этом водитель машины соблюдал правила дорожного движения, действовал предусмотрительно, но не смог в сложившейся ситуации предотвратить происшествие.
Важно: обезопасить себя от вероятных рисков, которые могут произойти во время автомобильных грузоперевозок, можно за счет страхования. Более того, выполнение этого условия суд признает как одну из мер, принятую перевозчиком для предотвращения дорожных происшествий и их последствий.
Если же невиновность транспортной компании не была доказана, то она обязана возместить потери. ГК РФ предусмотрено 3 варианта компенсации:
Если содержимое кузова прибыло не полностью, то исполнитель должен возместить стоимость за каждую утерянную единицу.
Если груз получил незначительные повреждения, в таких ситуациях компания-перевозчик должна возместить сумму, эквивалентную той, на которую снизилась стоимость багажа.
Если предусмотрена объявленная ценность, то транспортная компания должна компенсировать долю, соответствующую утерянной или поврежденной части содержимого.
Когда багаж утерян или поврежден до такой степени, что не подлежит восстановлению, компенсация назначается в полном объеме.
При составлении договора на услуги грузоперевозки важно четко обозначить границы обязательств между клиентом (отправителем), исполнителем (транспортной компанией) и получателем. На протяжении всего периода времени, когда груз направляется в пункт прибытия, кто-то обязательно должен его контролировать. Обычно рамки ответственности поставщика услуг регламентируются по следующим принципам:
Кроме того, важно уточнить, что ответственность различается по видам. Она бывает попаллетной, покоробочной, поштучной, артикульной. Если в процессе перевозки утрачена или оказалась поврежденной какая-то единица багажа, то компенсируется только эта часть.
Подводя итог, отметим, что ответственность за сохранность груза – это общая задача отправителя, исполнителя и получателя. Чтобы обезопасить себя от претензий, избежать риска несения необоснованной ответственности, важно в обязательном порядке заключать договор на сотрудничество согласно регламенту ГК России.