Перевозка овощей и фруктов: правильные условия транспортировки
Перевозка свежих овощей и фруктов – сложный процесс, имеющий свои тонкости. Поскольку срок хранения этой продукции довольно ограниченный, важно правильно организовать процесс доставки, подобрать транспортное средство и т. д. Также следует оперативно подготовить документы на перевозку фруктов и овощей, соблюдать климатические параметры, санитарные нормы и прочие требования. Давайте детальнее поговорим о важных правилах организации таких грузоперевозок и о сложностях, которые могут возникнуть в процессе подготовки.
Доставка фруктов и овощей на длительные расстояния должна осуществляться исключительно в транспортных средствах, оснащенных специальными рефустановками и термографами. Каждый вид продукции имеет определенные требования к режиму хранения, при котором товар не портится, но при этом и не замораживается. Поэтому важно, чтобы при перевозке овощей температурный режим в транспортном средстве был соблюден на протяжении всего пути. Для этого необходимо:
При несоблюдении этих правил поддерживать рекомендуемые климатические параметры не удастся.
Скоропортящиеся и легкоповреждаемые грузы разрешено доставлять, придерживаясь скоростного режима (не более 90 км/час), однако в регионах и на федеральных трассах более жесткие требования – до 60 км/час.
Чтобы покупатель получил действительно качественный товар, следует не только соблюдать правила перевозки овощей и фруктов, но и найти ответственного поставщика. При приеме груза продукция должна быть:
Важно, чтобы товар был высокого качества. При наличии дефектов продукция будет быстро портиться даже при соблюдении всех температурных параметров.
Чтобы исключить порчу товара во время его транспортировки, перед погрузкой в обязательном порядке осуществляется санитарная обработка рефрижератора.
При перевозке овощей, зелени и фруктов необходимо использовать экологически чистую и безопасную тару. В некоторых случаях для транспортировки разрешено применять стружку. Самые твердые плоды всегда размещают в нижней части тары, а мягкие – сверху. Главная задача упаковки заключается в предотвращении трения, деформаций, повреждений товара, так как это может уменьшить срок годности. Ее вид подбирается индивидуально для каждой продукции. Например, лук и чеснок доставляют в деревянных ящиках, а морковь и свеклу – в холщовых мешках, дыни и арбузы – в специальных контейнерах, экзотические фрукты – в жестких поддонах из картона.
Следует строго соблюдать в процессе перевозки нормы штабелирования. Тогда удастся сохранить товарный вид и вкус плодоовощной продукции. Хотя требования являются индивидуальными для разных фруктов и овощей, их необходимо соблюдать, независимо от способа погрузки. Например, яблоки, черешни, виноград нужно транспортировать в специальных коробках. Штабель не должен превышать 1,7 м. Бахчевые сельскохозяйственные культуры разрешено доставлять в соответствующей таре, расположенной в 2 ряда. Такие овощи, как картофель и капуста, чаще всего перевозят навалом, но при этом высота составляет не более 1,3 м.
Чтобы доставить плодоовощную продукцию, необходимо тщательно контролировать климатические параметры в закрытом прицепе. Температура перевозки овощей и фруктов зависит от их вида и особенностей. Чтобы создать подходящие условия для дальнейшей транспортировки, за 2–4 часа до погрузки нужно задать оптимальные параметры для рефустановки и герметично закрыть прицеп. Тогда удастся установить температуру, которая была на складе и, соответственно, уменьшить риски повреждения из-за резкого перемещения фруктов или овощей в тепло/холод. Подобным способом достигают усредненных данных гигрометра. Влажность – второй по значимости показатель. Она существенно влияет на сохранение продуктов питания.
Холод – одна из главных причин появления физиологических повреждений на плодоовощной продукции. Этот вид дефектов возникает тогда, когда фрукты и овощи хранятся при температуре, которая ниже критически допустимого порога, однако при этом они не замораживаются. Такая проблема характерна для международных грузоперевозок, когда есть необходимость транспортировать продукты из тропиков и субтропиков. При значительных перепадах температуры зачастую возникают разного уровня повреждения, зависящие от длительности негативного воздействия и особенностей товара.
Все фрукты и овощи условно разделяют на 3 вида по уровню восприимчивости:
Наличие даже небольших повреждений существенно уменьшает срок годности плодов. Стоит отметить, что появляющиеся дефекты от переохлаждения быстро становятся заметными. К основным признакам того, что плодоовощная продукция хранилась при низких температурах, можно отнести:
Рефустановки работают на поддержание тепла в холодное время года и, соответственно, на охлаждение летом. Чтобы фрукты и овощи оставались свежими на протяжении длительного периода, температура в кузове должна соответствовать требованиям перевозки конкретного вида плодоовощной продукции.
Некоторые фрукты и овощи в процессе созревания выделяют этилен. Чтобы предотвратить дефицит кислорода, необходимо соблюдать правила перевозки фруктов, касающиеся вентиляции. Она осуществляется 2 способами: путем циркуляции воздуха в кузове с целью поддержания требуемой температуры, а также за счет его притока (с улицы). Таким способом удается сохранять оптимальную концентрацию кислорода. Поддерживаются приемлемые условия во время транспортировки скоропортящихся грузов.
Требования к вентиляции, концентрации кислорода зависят от количества выделяемого плодами газа, а также от герметичности кузова. Нормы для конкретного вида продукции высчитываются индивидуально. Приблизительно они составляют 1–2 м3 на тонну в час. Чтобы работа вентиляции была результативной, для перевозки важно выбирать транспортные средства с качественной рефрижераторной установкой и вентиляционной системой.
Во время перемещения ТС необходимо регулярно проверять концентрацию воздуха в кузове. В современных системах охлаждения существуют специальные трубки (порты СО2), с помощью которых можно брать пробы. Также необходимо контролировать качество внутренней вентиляции. С ее помощью удается устранить тепло, выделяемое продуктами. Поскольку холодный воздух постоянно циркулирует по кузову, лишняя влага и газы регулярно удаляются. Чтобы этот процесс был эффективным, зачастую одновременно используют несколько вентиляционных систем.
Когда уровень респирации выше нормы, для охлаждения увеличивают циркуляцию воздуха. Если товар расположен и упакован неправильно (слишком плотно), этот процесс будет нарушен. Те плоды, к которым чистый воздух практически не попадает, могут испортиться в процессе перевозки.
Независимо от того, какая температура перевозки овощей и фруктов поддерживается в рефрижераторе, большинство плодов выделяет этилен. Этот бесцветный газ практически не имеет запаха. Его наличие трудно определить из-за других ароматов, однако он может быть опасным для уже созревших плодов. Хотя не все фрукты и овощи подвержены его негативному влиянию, все же большинство на него реагирует. Это сказывается на качестве продукции.
Чтобы предотвратить порчу товаров, необходимо размещать фрукты и овощи, которые выделяют опасный газ, по отдельности. Соответственно, в процессе перевозки будет проще поддерживать надлежащие климатические условия. Когда такая доставка слишком затратная с финансовой точки зрения, «опасные» плоды рекомендуется располагать подальше от тех, которые подвержены воздействию этилена. Однако газ – это не единственный нюанс, усложняющий перевозку. Большинство плодов покрывают специальными химсоединениями, чтобы как можно дольше сохранить их свежими. С одной стороны, с их помощью удается дольше реализовывать доставленные фрукты и овощи, а с другой, некоторые культуры могут пострадать от воздействия сульфатов, дефинола, бромистого этила, фунгицидов и т. д.
Также стоит учитывать, что резкие запахи от товаров распространяются на близлежащую продукцию. Поэтому важно соблюдать правильное соседство при упаковке и погрузке фруктов и овощей.
Перевозка столь специфичных грузов – сложная задача, решить которую могут только профессионалы. Поскольку срок хранения плодоовощных культур небольшой, важно безукоризненно соблюдать все правила, санитарные нормы, климатические условия и другие требования, касающиеся транспортировки. Только в таком случае удастся безопасно доставить груз в пункт назначения и в дальнейшем осуществлять реализацию потребителям.