Весогабаритный контроль автотранспорта: проблемы и перспективы развития

Весогабаритный контроль автотранспорта: проблемы и перспективы развития

Весогабаритный контроль автотранспорта на дорогахПроблемы, связанные с перегрузом транспортных средств, были всегда. Правительство страны так или иначе пытается решить их, но насколько эффективно им это удается сложно сказать.

Многие перевозчики были недовольны системой весогабаритного контроля еще до появления автоматизированных систем, а после этого, положение дел усугубилось еще больше. Считают, что это привело к увеличению количества штрафов, причем за мнимый перевес, а не фактический.

По заявлению «Росавтодора», автоматизированные системы весогабаритного контроля работают достаточно эффективно и с 1 октября 2016 года, организация планировала постепенно увеличить количество таких станций. Как предполагалось, к 2021 году их количество должно будет достигнуть 400.

Отличительное достоинство таких станций заключается в том, что контроль выполняется непосредственно во время движения. Транспортному средству не придется тратить время на взвешивание, а весь процесс выполняется при отсутствии инспекторов. Тем не менее, все не настолько хорошо, как могло бы показаться. Во-первых, стоимость возведения подобных станций варьируется от 23 до 48 миллионов рублей и, как считают, грузоперевозчики, составляются мнимые штрафы за перевес.

Проблемы системы весогабаритного контроля

Первая и, пожалуй, самая важная проблема внедрения подобных систем заключается в несовершенстве норм о весовом контроле. Как отмечает сам научный руководитель НТС ТПП РФ Владимир Речицкий: «Страна постепенно переходит к мировой практике, но для того, чтобы можно было привлекать к административной ответственности правонарушителей, необходимо еще и формирование доказательной базы для вынесения штрафа.» Разумеется, что единственной фото и видео фиксации в данном случае недостаточно, ведь вся процедура происходит при отсутствии инспекторов.

Так, например, в Санкт-Петербурге был проведен эксперимент, в котором приняли добровольное участие 15 транспортных средств. В качестве груза были использованы: бетон, цемент, щебень, контейнеры и грунт. Система провела свою оценку и результат оказался неутешительным. Если верить данным, то 9 из 15 автомобилей были перегружены в диапазоне до 30%. На деле же, большинство автомобилей были загружены частично, а другие в пределах допустимой массы.

Нельзя исключать и тот фактор, что проверка выполняется автоматизированными системами, то есть фактически компьютерами, а значит, при отсутствии регулярных проверок, рано или поздно они могут выйти из строя или отображать неверную информацию. Как отмечает руководитель НТС ТПП РФ они собираются привести периодичность поверки систем к шестимесячному периоду, а впоследствии и разработать специальное средство для этих целей.

Из этого выходит следующий недостаток внедренной системы – ее неотлаженность. Это заключается в том, что часто в постановлении указываются далеко не те параметры, которые фактически были при взвешивании. О проблеме уже неоднократно говорили перевозчики – на разных участках дороги вес автомобиля различается. Только за 2017 год сумма наложенных штрафов из-за всех этих проблем составила больше 755 миллионов рублей, а количество транспортных средств с превышением весогабаритного контроля – более 20 тысяч.

Перспективы развития

Все описанные проблемы уже неоднократно упоминались и доказывались перевозчиками. Они же представили свое видение решения насущной проблемы. Для этого достаточно объединить все полученные сведения от контрольных пунктов, системы взимания платы «Платон» и информацию о выданных разрешениях. Таким образом, можно будет уже достичь некой прозрачности и открытости всей системы и, как итог, устранить насущные проблемы. Это позволит контролирующим органам выявить действительных нарушителей и видеть результаты контроля весогабаритных параметров.

Как отмечает научный руководитель НТС ТПП РФ Владимир Речицкий, в перспективе до 2020 года автономные станции будут размещаться с шагом в 134 километра, в то время, как в Соединённых Штатах Америки, этот показатель равен 125 км. Большинство автоматизированных постов будет располагаться на наиболее важных, загруженных участках дороги.

Сегодня в большей степени компании пытаются принять меры по улучшению системы мониторинга, что возможно при совмещении «Платона» и систем весогабаритного контроля, но остается один нюанс – это позволит организациям предъявлять неопровержимые доказательства вины грузоперевозчика, но не улучшает алгоритм проверки и тем более, достоверность полученной информации от автономных систем весогабаритного контроля.


Вернуться к списку