Влияние санкций на рынок логистики

Влияние санкций на рынок логистики

Влияние санкций на рынок логистики

Введение санкций против России сильно озадачило многие компании, в том числе транспортные. Логистическая отрасль пострадала в большей степени, так как ответные меры нашей страны против США, стран ЕС, Канады, Австралии нанесли удар не только по самим адресатам, но и компаниям. Именно логистика оказалась крайне чувствительной к этим событиям. Что же произошло в этой сфере, какие изменения, и как может измениться ситуация в перспективе?

Как изменилась логистика после введения санкций

Все известные негативные факторы, произошедшие после этих событий, можно условно разделить на две части:

  1. Снижение количества и объемов международных перевозок, в связи с этими событиями произошло подорожание кредитов, сократился объем импорта.
  2. Сокращение тарифов и как итог, доходов транспортных компаний. Несложно догадаться, почему тарифы упали — спрос на услуги после изменений сильно сократился.

Несмотря на то, что первые санкции против России были введены уже довольно давно, сегодня ситуация мало чем изменилась. Положение организаций, выполняющих логистические операции крайне нестабильное и остаться на плаву могут только опытные, давно зарекомендовавшие себя «игроки», в то время как новые очень быстро приходят в состояние банкротства.

Экономика и политическая ситуация сильно влияет на сферу в целом. Причем крайне важен тот факт, что даже сами клиенты транспортных компаний понесли большой ущерб в связи с появлением санкций. Как результат — расходы на данную отрасль очень сильно сократились.

Контейнерные перевозкиС появлением санкций, импорт и объем контейнерных перевозок сократился порядка 25–40%, что составило почти половину от всего оборота. Те организации, которые в качестве основной деятельности выбрали импорт понесли еще больший ущерб.

Сборные грузы постепенно замещают остальные виды логистических услуг и это вполне естественно. Большая часть транспортных компаний после введения санкций переориентировала собственную деятельность. Транспорт начал простаивать, рост расходов на перевозку продуктов и других товаров увеличился, а спрос остался прежним, либо сократился.

Тарифы снизились для поддержки конкуренции и, собственно, самой работы. Тем не менее, географии остались неизменны.

Мнения экспертов

Генеральный директор одной из крупнейших логистических компаний Константин Гриневич высказал свое мнение на счет влияния санкций на рынке транспортных услуг. По его мнению, ключевая причина введения ряда запретов заключается именно в том, чтобы нанести удар по экономике страны. Дело в том, что в самом процессе логисты занимают чуть ли ни последнее место, а ведь до транспортных компаний идут:

  1. Производители товаров, продукции.
  2. Люди, которые их приобретают.
  3. Трейдеры.

Только по завершению части или всех этих процессов, требуется помощь транспортных компаний в доставке попутных грузов или отдельной машиной.

Также все меры, которые направлены на сферу логистики буквально увеличивают глубину санкций. Если раньше компании были способны отыскать обходные возможности, например, оформляли дочерние компании, то теперь все гораздо сложнее и серьезнее — компаниям рубят не только «голову», но и остальные части.

Все ли так плохо?

Тем не менее, выход из сложившейся ситуации имеется, а логистические компании разработали спасительный вариант. В соответствии с санкциями вполне дозволительно поступать следующим образом: необходимый товар продается из «запрещенной» для нас страны юридическому лицу из разрешенной. Другой возможный вариант — локализация производства товаров, тем самым по документам товар был произведен именно в той стране, где санкций не имеется.

Немаловажным нюансом является то, что в сфере внешней экономики наблюдается негативная тенденция, которая напрямую связана с тем, что России теперь приходится сотрудничать со странами, заслужившими статус «мировых изгоев», а это серьезное влияние на имидж в целом. До введения санкций мы еще могли поразмышлять над тем, что и у кого закупать, то теперь просто не остается выбора и как таковой критерий уже не имеет значения. Такого мнения придерживается Константин Гриневич.

Что могло бы изменить ситуацию?

Россия флагКак заявляют представители этой отрасли, поддержка самого государства в выполнении подобных задач, оказалась бы крайне полезной. Сами направления, где крайне необходима помощь остаются прежними.

Сделать минимум — исправить ситуацию с дорогами на территории страны. В этой области вроде бы есть какие-то проблески света — на определенных участках проводятся работы, в то время как на других, их заново необходимо выполнять.

Чтобы оставаться конкурентоспособными и просто «живучими», компании пошли на весьма неоднозначный шаг — было расширено количество предоставляемых услуг, в том числе появились бесплатные предложения. Некоторые расходы при этом сократились, например, стандартная для страны ситуация — сокращение рабочих мест и оплаты труда.

Несколько подкорректировать все это можно было бы с помощью сотрудничества со странами Прибалтики. Они смотрят в сторону России, но принимать какие-то конкретные меры пока боятся и неохотно идут на них, ведь это может вызвать сильнейшие проблемы.

Что нам стоит ждать в будущем?

Ситуация в области логистических услуг пока остается неоднозначной, о чем говорят и сами транспортные компании, их владельцы. Те, кто полагает, что все изменится рассчитывают на:

  1. Слабые игроки просто пропадут с рынка.
  2. Тарифы будут выровнены.
  3. Ситуация на рынке улучшится для большинства отраслей.

Не все смотрят на жизнь с позитивной перспективой. Другие не хотят с уверенностью говорить о каком-то конкретном будущем этой отрасли в России. Экономическая ситуация в стране попросту не позволяет утверждать ни о чем, ведь даже кризис на территории Украины сильно сказывается на нашем положении.

Вероятными помощниками в решении подобных проблем станут:

  1. Введение моратория на сборы с грузоперевозчиков.
  2. Контроль стоимости топлива.
  3. Разработка оптимальных маршрутов по новым дорогам и др.

Но не стоит отчаиваться — санкции вызвали рост производства внутри страны, именно поэтому отечественная логистика еще вполне может «встать с колен». К сожалению, на это уйдет много времени, но в результате государство станет более устойчивым, выровняется экономика.


Вернуться к списку