Введение санкций против России сильно озадачило многие компании, в том числе транспортные. Логистическая отрасль пострадала в большей степени, так как ответные меры нашей страны против США, стран ЕС, Канады, Австралии нанесли удар не только по самим адресатам, но и компаниям. Именно логистика оказалась крайне чувствительной к этим событиям. Что же произошло в этой сфере, какие изменения, и как может измениться ситуация в перспективе?
Все известные негативные факторы, произошедшие после этих событий, можно условно разделить на две части:
Несмотря на то, что первые санкции против России были введены уже довольно давно, сегодня ситуация мало чем изменилась. Положение организаций, выполняющих логистические операции крайне нестабильное и остаться на плаву могут только опытные, давно зарекомендовавшие себя «игроки», в то время как новые очень быстро приходят в состояние банкротства.
Экономика и политическая ситуация сильно влияет на сферу в целом. Причем крайне важен тот факт, что даже сами клиенты транспортных компаний понесли большой ущерб в связи с появлением санкций. Как результат — расходы на данную отрасль очень сильно сократились.
С появлением санкций, импорт и объем контейнерных перевозок сократился порядка 25–40%, что составило почти половину от всего оборота. Те организации, которые в качестве основной деятельности выбрали импорт понесли еще больший ущерб.
Сборные грузы постепенно замещают остальные виды логистических услуг и это вполне естественно. Большая часть транспортных компаний после введения санкций переориентировала собственную деятельность. Транспорт начал простаивать, рост расходов на перевозку продуктов и других товаров увеличился, а спрос остался прежним, либо сократился.
Тарифы снизились для поддержки конкуренции и, собственно, самой работы. Тем не менее, географии остались неизменны.
Генеральный директор одной из крупнейших логистических компаний Константин Гриневич высказал свое мнение на счет влияния санкций на рынке транспортных услуг. По его мнению, ключевая причина введения ряда запретов заключается именно в том, чтобы нанести удар по экономике страны. Дело в том, что в самом процессе логисты занимают чуть ли ни последнее место, а ведь до транспортных компаний идут:
Только по завершению части или всех этих процессов, требуется помощь транспортных компаний в доставке попутных грузов или отдельной машиной.
Также все меры, которые направлены на сферу логистики буквально увеличивают глубину санкций. Если раньше компании были способны отыскать обходные возможности, например, оформляли дочерние компании, то теперь все гораздо сложнее и серьезнее — компаниям рубят не только «голову», но и остальные части.
Тем не менее, выход из сложившейся ситуации имеется, а логистические компании разработали спасительный вариант. В соответствии с санкциями вполне дозволительно поступать следующим образом: необходимый товар продается из «запрещенной» для нас страны юридическому лицу из разрешенной. Другой возможный вариант — локализация производства товаров, тем самым по документам товар был произведен именно в той стране, где санкций не имеется.
Немаловажным нюансом является то, что в сфере внешней экономики наблюдается негативная тенденция, которая напрямую связана с тем, что России теперь приходится сотрудничать со странами, заслужившими статус «мировых изгоев», а это серьезное влияние на имидж в целом. До введения санкций мы еще могли поразмышлять над тем, что и у кого закупать, то теперь просто не остается выбора и как таковой критерий уже не имеет значения. Такого мнения придерживается Константин Гриневич.
Как заявляют представители этой отрасли, поддержка самого государства в выполнении подобных задач, оказалась бы крайне полезной. Сами направления, где крайне необходима помощь остаются прежними.
Сделать минимум — исправить ситуацию с дорогами на территории страны. В этой области вроде бы есть
Чтобы оставаться конкурентоспособными и просто «живучими», компании пошли на весьма неоднозначный шаг — было расширено количество предоставляемых услуг, в том числе появились бесплатные предложения. Некоторые расходы при этом сократились, например, стандартная для страны ситуация — сокращение рабочих мест и оплаты труда.
Несколько подкорректировать все это можно было бы с помощью сотрудничества со странами Прибалтики. Они смотрят в сторону России, но принимать
Ситуация в области логистических услуг пока остается неоднозначной, о чем говорят и сами транспортные компании, их владельцы. Те, кто полагает, что все изменится рассчитывают на:
Не все смотрят на жизнь с позитивной перспективой. Другие не хотят с уверенностью говорить о
Вероятными помощниками в решении подобных проблем станут:
Но не стоит отчаиваться — санкции вызвали рост производства внутри страны, именно поэтому отечественная логистика еще вполне может «встать с колен». К сожалению, на это уйдет много времени, но в результате государство станет более устойчивым, выровняется экономика.